Балаклава — жемчужина у моря, прекрасный город, да как только не называют действительно замечательный уголок. Здесь и море, и горы, и солнце. Центральная часть — просто памятник архитектуры и градостроительства. Только вот не все умеют это беречь, а может не хотят, выдумывая причины, чтобы не восстанавливать то, что вскоре может быть потеряно навсегда.
Набережная Назукина — чем не пример. Конечно, набережная красивая, чистая, ухоженная, но портят ее натянутые брезенты кафе, барчиков и ресторанов, которые расположились в зданиях — памятниках архитектуры. К тому же некоторые умудряются этим самым брезентом скрыть переделки домов, которые просто не допускаются нынешним законодательством. Например, жилой дом Ватикиоти. Он был построен в конце 1890 — начале 1900. Теперь там располагается ресторан, который решил расширить вход в заведение и просто выбил часть стены, сделав большую дверь. А ведь этот объект охраняется государством. Стены в кафе и ресторанах, располагающихся в зданиях и жилых домах — памятниках архитектуры, пропахли рыбой и пережаренным маслом.
А нижнюю часть зданий, которые представляют архитектурную ценность, закрывают непонятного цвета клеенчатые шатры. Рассмотреть то, что это памятник архитектуры практически невозможно, если не зайти в этот «шатер».
На вторых этажах остаются жилые квартиры. Конечно, от того что в зданиях располагаются кафе, есть плюс. Они содержатся в надлежащем виде.
Что не скажешь о тех памятниках, в которых сейчас расположены детский сад, библиотека и спасательный пост.
В здании водолечебницы К.С. Гинали сейчас находится спасательный пост, на бывшей даче Мерецкой (1900 г.) — библиотека, в здании гостиницы Россия — детский сад, в аптеке Золотницкого (начало 1900 г.) на первом этаже кафе, здание Гранд-отеля (1887 — 1900 г.г.) — жилой дом.
К тому же над одним из двухэтажных домиков на набережной начали пристраивать еще несколько этажей, что определенно портит внешний вид.
Если пройти до конца набережной, то увидим отреставрированные здания — памятники архитектуры. Наглядно в фотографиях показано что было до реконструкции. Конечно, стало намного лучше, сделали набережную, отреставрировали здания. Только подойти к ним и осмотреть нельзя. Набережная разделена на две части забором. Любоваться Дачей Соколовой можно метров с пяти — семи.
Набережная Назукина еще приведена в порядок, а вот на Мраморную лучше и не ходить, чтобы не расстраиваться. Заброшенные памятники архитектуры, в которых теперь общественный туалет, расписаны нелицеприятными словами, и кажется, что последние кирпичики некогда красивых зданий вот-вот превратятся в пыль. А над ними уже возвышаются громадные здания — отели и апартаменты.
О дороге и говорить нечего. На нее, как и на реставрацию зданий денег нет, говорят чиновники.
Оказывается, памятники архитектуры можно приобретать в собственность. Но и забрать за неудовлетворительное содержание тоже можно.
Использование памятника должно осуществляться в соответствии с режимами использования, установленными органами охраны культурного наследия, способом, требующим наименьших изменений и дополнений памятника и обеспечивающим сохранение его материальной аутентичности, пространственной композиции, а также элементов оборудования, устройства, отделки.
Памятники, их части, связанное с ними движимое и недвижимое имущество запрещается сносить, изменять, перемещать (переносить) на другие места. Снос, изменение (кроме реставрации и реабилитации), перемещение (перенесение) памятников на другое место допускаются как исключение с разрешения Кабинета Министров Украины по представлению центрального органа исполнительной власти в сфере охраны культурного наследия в случаях, когда невозможно сохранить памятник на месте, при условии проведения комплекса научно обоснованных мероприятий по изучению и фиксации памятника (охранных исследований).
Получается, что на набережной Назукина, да и на Мраморной, памятники архитектуры теряют свою аутентичность. Именно аутентичность является главным критерием, определяющим сохранение или снос архитектурного памятника, так как при сохранении памятников архитектуры неизменно ценится оригинал, который дает наиболее глубокое представление о времени и эпохе.
Меняя ту или иную часть здания собственник или арендатор обязан согласовать это с горадминистрацией. За изменения, уничтожение, повреждение объектов украинским законодательством предполагается сейчас штраф в 100-150 необлагаемых минимумов доходов граждан (планируют поднять до 2 тысяч) или ограничением свободы до трех лет, или лишением свободы на этот же срок с лишением права работать на соответствующих должностях на срок до трех лет или без такого. Для сравнения в России штраф может составить до 20 миллионов рублей.
Хочется, гуляя по Балаклаве действительно наслаждаться видом зданий полностью, а не частью и видеть не громадные дома, возвышающиеся над памятниками архитектуры и рано или поздно разрушающими их, а красивые архитектурные формы, сооружения, которые были построены в конце 19 — начале 20 веков.
[wzslider]