Вчера на Фиоленте была обстреляна группа археологов, производивших раскопки в районе мыса Виноградный. Об этом Форпосту сообщила Заведующая отделом средневековой истории Херсонесского заповедника Татьяна Яшаева, находившаяся на месте событий в качестве начальника экспедиции.
«Стреляли в районе 14 часов. Двое мужчин демонстративно целились в нас, а затем производили выстрелы с расстояния порядка 30-50 метров. Вся эта вакханалия сопровождалась громкой бранью с требованиями остановить раскопки. Никто из членов экспедиции не пострадал», — рассказала Татьяна Юсуфовна. Из чего велась стрельба – женщина не разобрала, заявив лишь, что стрелявшие несколько раз «перезаряжали оружие».
В этот момент на склоне мыса Виноградного находилось 8 человек. Помимо руководителя и научного сотрудника Заповедника археолога Романа Смирнова, в качестве полевых рабочих в экспедиции принимали участие 2 волонтёра, а также преподаватель и семинаристы из Таврической духовной семинарии.
Вначале выстрелы раздавались сверху. Археологи предпринимали безуспешные попытки объясниться и просили прекратить стрельбу. Примерно через полчаса мужчины – уже без оружия — спустились к месту раскопа. Если один из них больше молчал, то другой, напротив – не оставил попыток остановить работы, делая всё «на крике по типу психической атаки».
«В наш адрес неслось: «Вы не имеете права. Запрещаю!» — рассказывает Яшаева. Не возымело ожидаемого эффекта и продемонстрированное археологами разрешение на работы, оформленное по всем правилам.
«Этот участок я копаю, начиная с 1989 года. Обнаружено уже три храма. Фактически мы открыли там древнюю лавру… Зимой поступил тревожный звонок от местных дачников, что на территории склона – а официально это 8 гектаров земли, принадлежащих по госакту Херсонесскому заповеднику — активизировались неустановленные «копатели». И действительно, на поверхности склона были обнаружены куски мрамора и фресок, что косвенно могло свидетельствовать о месте нахождения уже четвёртого храма лавры.
Несмотря на зимнее время, мы были вынуждены ещё в январе срочно оформить через отдел охраны памятников СГГА все необходимые разрешения с целью экстренно защитить памятник от разграбления», — пояснила руководитель экспедиции. Именно это разрешение и было предъявлено.
Однако атакующие не успокоились, хотя до них «дошло», что археологи работают на законных основаниях. Их риторика лишь поменялась в сторону псевдопатриотизма. Так, «проверяющий» поставил под сомнение законность выданных работникам Заповедника разрешений лишь на том основании, что на печатях стоят трезубцы.
Увещевание, что в январе не могло быть никаких иных печатей, а на время переходного периода все разрешительные документы остаются в силе, не возымело действия, а попытки археологов снизить градус накала «беседы» не увенчались успехом. Мужчины покинули археологов со словами: «Если я вас здесь ещё раз увижу, то вам несдобровать! Закидаю гранатами прямо в раскопе!»
Чтобы не подвергать опасности жизнь участников экспедиции, дирекция Херсонесского заповедника приняла решение о временной приостановке работы и вызове милиции.
Прибывшие сотрудники Балаклавского РОВД не смогли в дачном массиве обнаружить правонарушителей. На их звонки калитки никто не открыл. Что это были за люди – Татьяна Юсуповна ответить не смогла.
«Могу лишь заявить, что это были отнюдь не мальчишки, а мужчины по 50-60 лет. Каковы были их действительные мотивы — остаётся для нас загадкой, — сказала руководитель экспедиции. — Возможно, это были дачники, переживающие, что после наших раскопов пострадают их постройки, находящиеся на 30 метров выше по горизонту? Тогда поясняю, что это исключено. В месте земляных работ – твёрдая материковая скала, а мы снимали лишь мягкий грунт и ранее отколовшиеся от скального массива фрагменты».
«Получается, что чёрные копатели действуют безнаказанно и никого не боятся. Хотелось, чтобы город защитил нас, официальных археологов. Такого не было даже в лихие 90-е!» – в завершение интервью возмутилась сотрудник Херсонесского заповедника с 30-летним археологическим стажем.
В УМВД России по г. Севастополю сообщили, что по данному факту возбуждено уголовное дело. Ведется следствие.