10 сентября Председатель Законодательного Собрания Алексей Чалый выступил с докладом на открытии международной научно-просветительской конференции «Крымский пролог: исход на чужбину Русской армии, флота и гражданских беженцев осенью 1920 года». В конференции принимают участие около 200 историков, общественных деятелей из России, Франции, Германии, Польши, США, Австралии, Сербии и Аргентины. Зарубежные организации представлены Обществом императорской гвардии, возглавляемой Александром Трубецким, который неоднократно бывал в Севастополе, Парижским Морским собранием. Русская православная церковь за рубежом представлена настоятелем епископом Женевским и Восточно-Европейским Михаилом.
Председатель Законодательного Собрания Алексей Чалый поделился с участниками конференции историей, произошедшей с ним 10 лет назад в Тунисе, где он встретился со свидетельницей эвакуации кораблей Черноморской эскадры из Крыма в годы Гражданской войны в России.
— В 2005 вместе с семьёй я поехал в Бизерту (Тунис), чтобы встретиться с одним из немногих оставшихся в живых участников тех событий – с Анастасией Александровной Ширинской. Её многие называли «мадам русской эскадры». Дочь командира миноносца «Жаркий» прожила очень интересную и насыщенную жизнь. Когда мы встретились, ей было 94 года. Она была в трезвом уме и твёрдой памяти. Меня поразило при прибытии в Тунис, что все таксисты знали её. Полицейские в Бизерте мне с лёгкостью показали, как проехать к церкви Александра Невского, которая стоит на площади, носящей имя Анастасии Ширинской, и где хранятся якоря последней эскадры русского императорского флота. В двери церкви была воткнута записка, в которой был указан номер телефона. Я позвонил, сказал, что мы русские туристы, и попросил о встрече. Она спросила, откуда мы, и когда я ответил, что из Севастополя, Анастасия Александровна сразу сказала: «Заходите».
Когда подъехали к её дому, к нам подошла старушка в тельняшке. Поднимаясь в прихожую, я увидел большую картину, на которой изображён наш Владимирский собор – усыпальница адмиралов. После были на экскурсии по Бизерте: по местам стоянки кораблей. Побывали и там, где выпускались последние кадеты императорского флота, были на русском кладбище. Чувствовалось удивительное отношение местного населения. Я никак не мог понять, с чем это связано. Я узнал, что Анастасия Александровна получила прекрасное образование, преподавала математику. «Из-под её крыла» вышло несколько поколений правителей Туниса. И при этом она всю жизнь прожила там с паспортом беженки. Будучи известным человеком, узнаваемым в своей стране, она не получила гражданство этого государства, и, в конце концов, в 90-е годы стала гражданкой Российской Федерации. Эта несгибаемость духа, видимо, шокировала местное население, и к ней было трепетное отношение, которое местные переносили на Россию и всех русских. Я не стал разочаровывать их, что не все русские такие морально-стойкие. Я, как и многие из присутствующих здесь, пережил два серьёзных исторических перелома. Первый произошёл в 1991 году. Помню, как бывшие коммунисты становились правоверными украинцами. Второй перелом – это события прошлого года. Теперь правоверные украинцы становятся правомерными и последовательными россиянами. А вот Анастасия Александровна из совершенного другого «теста».Во время нашей встречи она сделала интересное предсказание. Когда мы говорили о будущем, она сказала, что 2017 году будет серьёзная дата в истории России – 100 лет со дня Великой Октябрьской социалистической революции. А меня тогда очень волновал вопрос перспектив в Севастополе. Я обратил внимание на то, что в 2017 году будет ещё одно важное событие – Черноморский флот уйдёт из Севастополя. В ответ: «Это мы ещё посмотрим». И действительно – попала в точку. Черноморский флот стоит в наших бухтах под Андреевским флагом, и мы с уверенностью смотрим в 2017 год.