Математики создали модель, которая позволяет выбрать оптимальное время для начала «кибервойны» или отдельной кибератаки, шансы на успех у которых будут максимальными.
В последние годы все больше внимания привлекают кибератаки, которые проводятся не независимыми хакерами, а государствами. Так, в 2010 году предположительно израильским хакерам удалось заразить вирусом Stuxnet компьютеры на ядерных объектах Ирана и вывести из строя часть оборудования.
Роберт Аксельрод и его коллега Румен Илиев из университета штата Мичиган в городе Энн-Арбор (США) решили выяснить, возможно ли предсказать тот момент времени, во время которого тот или иной объект будет максимально уязвимым для кибератак.
Все виды «кибероружия» обладают одним общим свойством — их эффективность резко снижается после первой атаки, передает РИА Новости. Поэтому время такого нападения является ключевым фактором, определяющим исход «кибервойны».
С одной стороны, длительное выжидание помогает лучше подготовиться к атаке. С другой стороны, это же время дает жертве шанс на то, что она заметит уязвимость в системе безопасности и закроет ее.
Опираясь на эти идеи, ученые разработали модель, в которой главным ресурсом атакующей стороны выступало некоторое количество так называемых 0day-уязвимостей — «дыр» в безопасности, о существовании которых не известно ни производителю ПО, ни его пользователям. По правилам модели, число таких уязвимостей в системе постепенно снижается, и скорость их исчезновения зависит от двух параметров — «невидимости» и «живучести».
Используя эту модель, ученые проанализировали несколько известных случаев кибератак и сравнили результаты работы модели с тем, как протекали эти нападения. По их словам, их детище успешно «предсказало» характер действий создателей Stuxnet и других «вирусов особого назначения», опираясь на данные об их устройстве и том, насколько невидимыми и живучими они были.