Мнением о том, каким был «Год Меняйло в Севастополе», какие произошли положительные сдвиги в социально-бытовой и общественной жизни горожан, поделилился генеральный директор Информационного канала Севастополя Сергей Норманский.
— Главный итог года — это то, что Крым, Севастополь в России, что интеграция уже завершена, как правовая, так и, наверное, все-таки экономическая.
За этот год прямо-таки такого сильного разочарования (а мне приходится много общаться с людьми) я не заметил. Люди замечают, безусловно, какие-то проблемы, у каждого есть какие-то жизненные ситуации, которые были связаны с очередями в различные органы, начиная от ФМС и заканчивая получением медицинских страховок, с подъёмом цен, с налогообложением, с зарплатами. Но разочарования нет. Все, безусловно, достаточно остро переживают эти проблемы. Так устроен человек, что его интересует в первую очередь то, что связано с ним лично.
Из безусловно позитивных моментов, которые я воспринял «на ура!», был вопрос национализации. Я считаю, что это нужно было делать, и намного масштабнее, чем оно произошло.
Мы вышли на 2014 год как город, практически ничего не производящий, но с очень большим сегментом малого бизнеса, людей, торгующих на рынках. Были дотационными. И никакой Меняйло, никакой Лужков, никакой сверхгениальный менеджер за год эту ситуацию бы не изменил. Регион останется дотационным. Есть регионы-доноры, которые могут рассчитывать на хлеб с маслом и икрой, а есть дотационные, где – «икры нет».
Национализация в этой ситуации была направлена на подъем какой-то промышленности. Именно на то, что город будет что-то делать, что-то созидать, соответственно, появятся рабочие места, зарплаты и налоги, те самые, которые будут формировать бюджет города, который на «социалку» пойдёт.
Свободная экономическая зона – тоже очень интересный проект, территория с некими преференциями для ведения бизнеса. Первый клиент, который зашел – «Южный Берег», если не ошибаюсь, – воду будут разливать. Может быть, это не самый важный, крупный и интересный проект, но, наверное, это станет каким-то примером, и другие подтянутся.
С какими проблемами столкнулся губернатор? Одна из главных – проблема конкретных исполнителей. Я сейчас не говорю каких-то пошлых слов – «команда» и прочее. Никакой губернатор, никакой сверхэффективный менеджер не сможет лично проконтролировать или организовать таким образом работу, чтобы до каждого конкретного исполнителя распоряжение как «глас государев» доходило. Тогда придётся наращивать контролирующий аппарат до невозможного, над каждым работающим ставить одного надзорного.
Ещё одна проблема, с которой мы все столкнулись и наверняка сам губернатор тоже столкнулся, это бюрократия. Объясняю. Когда мы выбивали деньги на содержание и на ту же зарплату, я очень четко понял, что самое простое — это получить подпись губернатора. Но это начало. От подписи и до получения денег прошёл ровно месяц.
— Сергей, вопрос к вам как руководителю одного из телеканалов города. Сегодняшняя власть открыта?
— Как правительственный канал мы не испытываем с этим проблем. Налажена какая-то работа, есть график, где чётко указано, какой товарищ из правительства когда к нам придёт. Есть событийные моменты, по которым работает пресс-служба или мы напрямую выходим на чиновников и получаем комментарии.
— А как Вы оцениваете в целом медиа-пространство Севастополя, сложившееся за год?
— Мне не нравится в медиа-пространстве некое разделение на красных и белых. «А, этот из правительства? Ну, мы будем его «мочить». «А, этот из Заксобрания? – этого уже мы будем «мочить»!» Если этот из хороших, «правильных» общественников – это наш человек. А этот – «неправильный» общественник, убрать его. И это разделение очень чётко видно, и это абсолютно неправильно. Этих проблем наш канал не испытывает, но их будет испытывать любое СМИ, которое себя уже позиционировало, как направленное на какую-то сторону. И оно тогда обязательно рано или поздно получит вакуум.
— На эфирах бывает много общественных организаций, можете ли вы дать оценку общественной деятельности в городе?
— У нас в городе 90% общественников хотят всё и всех контролировать и только 10% общественников предлагают какие-то пути решения. Не надо контролировать, есть кому контролировать, у нас этих контролирующих органов начиная от следственного комитета полно. Работать надо. На субботники сколько людей выходит? Один процент от населения города?
— Вы также показали последнее заявление Алексея Чалого, достаточно громкое, о возможности ухода правительства и заксобрания в отставку в случае отсутствия конкретных результатов. Город выиграет, если эта власть уйдёт?
— Когда я читаю какие-то заявления, комментарии, интервью, в которых много будущего времени — мы сделаем, мы добьёмся, будет исправлено и так далее, я начинаю морщиться. Я люблю в этой ситуации прошедшее время. Мы сделали, мы добились, мы открыли, мы наказали. Люблю глаголы прошедшего времени. В принципе заявление Чалого можно трактовать, как прошедшее время: если мы не делаем, то мы уходим. Заявление эмоциональное.
Законодательное собрание должно писать законы, не должно дороги ремонтировать и не должно на рынках туалет ставить. Губернатор — это то человек, который отвечает за все, но если мы скажем, что Правительство должно сделать туалеты на рынках, сделать дороги, — мы покривим душой. Это на самом деле должны делать какие-то там подрядчики, какие-то компании, с которыми уже существуют договора.
Уповать на приход сюда «эффективных менеджеров» тоже не стоит. Никакой нормальный эффективный менеджер не бросит своё место и никуда не перескочит. Перескочат какие-нибудь другие, к которым мы будем долго присматриваться, а потом расхлёбывать.
Даже если пофантазировать, что все уйдут в отставку, говорить о том, что кто-то совсем другой придёт им на смену невозможно. И ДЭУ ЖКХ может делать только ямочный ремонт, оно не в состоянии сделать нормальные дороги. И специалистов таких нет, и техники такой нет. И битум, и асфальт не совсем того качества. А про технологии 21 века они даже не знают. Мы не можем этого делать, мы вот те самые футболисты 1 лиги. А сюда легионер высокооплачиваемый тоже не придёт. Самим надо разгребать эту всю ситуацию.
Вопросы задавал Дмитрий Осипенко