На данный момент угрозы китайской миграции для России нет. Как ни странно, но количество россиян, которые пересекают границу КНР намного больше, чем китайцев, которые пересекают границу РФ.
В статье «Зеркало недели» Алексей Ижак пишет о том, что, по мнению социологов, китайской диаспоры до недавнего времени в РФ не было в принципе. Китайцы просто приезжали и уезжали, а в данное время их количество на территории России значительно увеличивается.
Сейчас появилось множество культурных центров, а китайская государственная политика приобретает в рамках РФ твердую позицию. Что касается китайских консульств, то их местоположение не только в Москве, но в Хабаровске, в Иркутске и Екатеринбурге.
По статистическим данным, которые были сделаны в мае этого года, иностранных граждан на территории Росси около 11 млн. человек. Большая часть из них – трудовые мигранты. На указанную цифру китайцев приходится лишь 3 %, украинцев – 23%, граждан Узбекистана – 19%, Таджикистана – 9%, Казахстана – 6%. Жители Армении, Киргизии, Молдовы, Беларуси и Азербайджана составляют по 5%.
По словам Алексея Ижака, трудовая миграция – это часть инвестиционной политики Китайской Народной Республики в РФ. Но Россия хочет получить от Китая большую сумму денег, а китайцев видеть на своей территории так и не желает. Но все же главное условие инвестиций Китая в экономику России остается прежним – это привлечение рабочей силы. Так что юридическая консультация по вопросам миграции остается актуальным вопросом для жителей стран ближайшего зарубежья.
Константин Ромодановский (на данный момент руководитель ФМС) отмечает, что никакой угрозы для России со стороны миграции нет, поскольку китайцев всего лишь на 10-20 тысяч больше, чем граждан из Германии. «В любом случае, вершина айсберга миграции китайских граждан не в их количестве», — утверждает Ромодановский. Хоть китайцы и несут вместе с собой в РФ мощь своего государства, отношения у большинства россиян остается к ним все равно негативное.
Плотность по обе стороны границы Российской Федерации достаточно огромная. Так, например, один россиянин против 130 китайцев приходится на 1 кв. км.
«Китай для России – это основной внешнеторговый партнер», — как говорит Ижак. Затем идут такие страны как Италия, Германия, Япония и Голландия. А что касается внешнеторгового оборота Российской Федерации и Китайской Народной Республикой, то он не дотягивает до 90 млрд. долларов/год. А внешнеторговый оборот Китайской Народной Республики с Америкой превышает 500 млрд. долларов США. Во внешней торговле России доля КНР примерно 11%. А доля Российской Федерации в обороте КНР – примерно 2%. Со слов Алексея Ижака, Америка для Китая является глобальным партнером, а Российская Федерация региональным.