Фугас под… бизнес
Падение промышленного производства на 80 процентов, сокращение объёмов производства на 50 процентов в строительстве и сельском хозяйстве, 30-ти процентная доля собственных доходов в бюджете города. Это далеко не полный итог 2014 года в Севастополе. По оценке председателя Законодательного собрания Севастополя Алексея Чалого, в 2014 году мало что сделано для развития города.
— В тех декларациях, которые мы давали на выборах, практически не продвинулись ни по одному направлению. Все, что касается развития, совершить не удалось», — отметил Алексей Чалый.
Такая ситуация не могла не сказаться на решении социальных программ. Так под угрозой невыполнения оказалось более 40 программ, большинство из которых социальные, десятки тысяч севастопольцев, хотя и не по официальным данным, остались без работы, а, значит, без зарплаты.
Причин тому множество. Можно, конечно, оправдать сложившуюся ситуацию переходным периодом, и это будет в какой-то мере соответствовать действительности. Можно назвать ещё несколько причин, но среди наиболее важных всё же является отсутствие диалога и взаимопонимания власти и бизнеса.
Взять хотя бы отрасль «Строительство». В 2014 году предполагалось построить по разным оценкам более 250 тысяч квадратных метров общей площади жилья. Однако с 17 апреля минувшего года распоряжением исполняющего обязанности губернатора Сергея Меняйло были остановлены все стройки, затем его же постановлением приостановлены строительные работы до 15 октября.
В результате на полгода было остановлено около 30 только крупных строительных компаний, которые строили более 180 жилых домов. Остановили свою работу также около 30 только крупных транспортных компаний, которые занимались перевозкой грузов, и были так или иначе связаны с доставкой грузов именно для строительства. В сложной ситуации оказалось около 20 строительных супермаркетов, так как товар не расходился. Без заработной платы оказалось около 10 тысяч только строителей, а всего несколько десятков тысяч человек, завязанных на строительство. И до сих пор строительство возобновлено только на свыше 100 объектах, хотя инспекция Росстройнадзора насчитала более 360 строительных объектов в Севастополе.
В итоге город лишился сотни миллионов рублей, которые в качестве налогов могли бы поступить в бюджет. Особенно это относится к налогам на доходы физических лиц, так как этот доход в бюджете был всегда основным. Причина в том, что люди остались без работы и не получали зарплату месяцами. Сегодня ситуация с безработицей стала ещё более острой. В Севастопольском центре занятости каждый день приходит встать на учёт 50-100 человек.
Реальным же подрывом взаимоотношений власти и бизнеса, я, как председатель Обслуживающего кооператива «Жилищно-строительного товарищества «Анит», стал взрыв шестнадцатиэтажного дома на улице Капитанской, что на мысе Хрустальном. Это дом, заказчиком строительства которого был ОК ЖСТ «Анит». За весь период судебных тяжб, всего того, что происходило, никогда не было открытого диалога правительства и застройщика, что неправильно. Если бы он был, то тогда бы было понятно, что дом строится законно и в строгом соблюдении технологии строительства.
Не исключено, что после такого «взрыва» прежние инвесторы, примут скорее вынужденное решение о том, чтобы прекратить свою деятельность. У новых коммерческих структур может возникнуть вопрос о том, где гарантии, что при такой политике губернатора завтра им не скажут «Построенный дом сносим». А главное, захотят ли пайщики, при отсутствии гарантий, вкладывать свои деньги в строительство квартир домов, которые завтра могут снести?
— Я как инвестор никогда бы не пошел в регион, где беспредельничает власть, — заявил недавно председатель Законодательного собрания Севастополя Алексей Чалый. — Не будет нормальный собственник работать в регионе, где власть нарушает правила игры и базовые принципы закона.
При этом «бомба» уже заложена: правительство Севастополя намерено доказать незаконность ещё 200 строек.
— Уже подано более 200 исковых заявлений по объектам и около 170 по земельным участкам, которые, на наш взгляд, были незаконно выделены и приватизированы, — заявил губернатор Севастополя Сергей Меняйло.
Всё это наносит серьёзный удар по инвестору. Есть старая мудрая поговорка о том, что «деньги любят тишину». Взрыв дома – это сигнал «Стоп» для инвестора. Никогда в жизни деньги не пойдут туда, где взрывают. Неслучайно, по данным за январь–сентябрь 2014г. предприятиями и организациями Севастополя объема капитальных инвестиций уменьшился на 70% по сравнению с таким же периодом прошлого года. По итогам же года показатель уменьшения инвестиций будет ещё большим.
В результате подрывом дома был подорван инвестиционный климат в прямом смысле этого слова. По имеемым данным, на сегодня нет ни одного начатого проекта по строительству. Это серьёзная проблема для экономики города!
Что делать
Одним из выходов в сложившейся ситуации, из важнейших условий дальнейшего развития, в частности, социальной активности бизнеса, должен стать открытый, конструктивный диалог между бизнесом и властью. Это нужно, прежде всего, для того, чтобы сохранить бизнес, который сегодня в Севастополе находится в критическом состоянии.
Как это сделать? Для этого нужно чётко усвоить, что проблемы создания, сохранения и развития бизнеса можно условно разделить на две группы. К первой относятся проблемы, связанные с коррупцией, поэтому пожелания предпринимателей власти можно выразить двумя словами «Не мешайте!». Второе пожелание — «Окажите помощь!». Главное при этом не допустить сращивание власти с бизнесом: бизнес при власти, поборы под видом «социальной ответственности».
Для того, чтобы наладить коммуникативную связь и практическое взаимодействие нужны соответствующие структуры, как с одной, так и с другой стороны. При этом в основу должна быть положена модель «партнёрства» и принцип «выгодно каждому — выгодно всем». И возможности для этого есть.
С возвращением Севастополя в Россию в городе образованы отделения общественных организаций, которые поддерживают бизнес. Однако они пока на стадии организации работы, поэтому такого диалога с властью у них нет и в основном это средний и малый бизнес, а крупный бизнес почти не представлен. Поэтому сегодня в Севастополе должна быть создана единая структура, которая бы объединила и представила весь бизнес города для диалога и взаимодействия с властью.
Вариантов несколько. Один из них — создание Совета по экономической политике, в который бы вошли топ-менеджеры ведущих компаний, работающих на территории Севастополя. Его членами стали бы также руководители науки, образования, средств массовой информации, общественных организаций, депутаты Законодательного Собрания. В рамках его заседаний члены Совета имели бы возможность общаться непосредственно с губернатором, решая конкретные проблемы.
Такой же контактной структурой мог бы стать, допустим, клуб социального ответственного бизнеса «Деловой Севастополь», ведущий работу на правах общественной организации, куда бы вошли представители бизнеса. Эта организация могла бы не только вести диалог с властью, заниматься разработкой рекомендаций по улучшению инвестиционной привлекательности, программ поддержки предпринимательства, а и обеспечить правовую, юридическую защиту бизнеса, оказывать информационную поддержку предпринимателям. В результате можно было бы выйти на, так называемое, «социальное партнерство», на социальную ответственность бизнеса.
Что касается юридической защиты бизнеса, то в числе перспективных форм взаимодействия бизнеса и власти могло бы стать сотрудничество созданной общественной организации с прокуратурой. Для этого мог бы быть подписан договор о совместной деятельности по защите законных интересов предпринимательства в Севастополе.
Соответствующая структура для диалога бизнеса и власти должна быть создана и со стороны власти. Её можно и нужно создать пока формируются структуры Правительства Севастополя. Она бы вместе с представителями Законодательного Собрания могла бы активно взаимодействовать с бизнесом. Таким бы органом мог стать Департамент по развитию экономики Правительства Севастополя, в функции которого могло бы войти взаимодействие с субъектами предпринимательства.
Хорошим бы началом сотрудничества могла бы стать совместная подготовка Программы развития предпринимательства в Севастополе на ближайшие 5 лет. Это необходимо сделать как можно скорее, так как с 1 января 2015 года начал действовать Закон о создании в Крыму и Севастополе свободной экономической зоны. Именно такая зона и могла бы стать эффективным механизмом развития инновационной экономики региона и взаимодействия органов власти и бизнеса.
В целом же нужно использовать весь арсенал средств для диалога власти и бизнеса. В частности, это могло бы стать участие бизнеса в экспертных советах при структурах власти, партнерство бизнеса в региональных государственных программах, реализация совместных проектов бизнеса и власти, проектов бизнеса в сфере социальной политики. Кроме того, это проведение съездов, конференций, круглых столов, форумов предпринимателей.
Это особенно важно в условиях возвращения Крыма и Севастополя в Россию. Потому, что, находясь в Украине, предприниматели подвергались вымогательству со стороны власти и прокуратуры, уровень коррупции зашкаливал, поэтому с возвратом в Россию бизнес ожидает справедливости, выполнения законов. У бизнеса сегодня появилась надежда на взаимодействие с властью, на её помощь.
Конечная же цель – через развитие бизнеса и взаимодействие с властью к решению социальных проблем севастопольцев – граждан Российской Федерации. А севастопольские предприниматели могут и хотят работать на город.
Николай Соколов