В конце ноября в Севастополе приостановила работу единственная компания, которая занималась производством хлебопекарной муки в городе — ООО «Эком-7». Об этом пишет «Русская планета».
Как рассказал основной совладелец компании «Эком-7» Николай Никитин, сегодня в Крыму территория закупки зерна ограничена.
— Раньше мы скупали зерно везде: в Николаеве, Кировограде, Херсоне и Крыму, теперь же мы ограничены рамками полуостровом и вынуждены покупать его только здесь. За счет этого произошли дефицит сырья и его подорожание.
Никитин рассказал, что зерно скупается такими крупными компаниями, как стивидорная «Авлита» и Камышовый порт, которые занимаются морской перевалкой грузов и имеют собственные зерновые терминалы.
— Пользуясь нестабильностью рубля, эти компании закупают зерно по 8,8 рублей за килограмм. При этом «Авлита» скупает его у колхозников за наличный расчет. Раньше мы закупали зерно по 7–7,3 рублей. Свою муку мы поставляли ПАО «Царь Хлеб» по 11 рублей за кг. Но покрывали только 10% от их производства. Остальную муку они закупают в Керчи за те же 11 рублей. Но при таком подорожании зерна мы просто не конкурентоспособны. Из одного килограмма зерна получается только 650 граммов муки, поэтому продавать ее по 11 рублей мы просто не можем, — сказал он.
При этом закупочная стоимость зерна была установлена выше внутрирыночной, но ниже мировой. Недавно глава Республики Крым Сергей Аксёнов издал указ об ограничении вывоза отдельных социально значимых продовольственных товаров с территории полуострова. Но срок действия этого указа заканчивается уже 1 апреля 2015 года. Поэтому компании сейчас скупают зерно, чтобы в апреле продать его за границу.
Николай Никитин пояснил, что мировая стоимость зерна сегодня составляет около 10–12 рублей за кило. Но при этом, экспортируя его, компания получает еще 18% возврата НДС с каждого килограмма.
– Таким образом, приобретая зерно по 8,8 рублей и продавая его, к примеру, за 10 рублей, компания зарабатывает 1 рубль 20 копеек с каждого килограмма плюс 1 рубль 80 копеек с возврата НДС. Получается, что с тонны она имеет уже 3 000 рублей. При этом судно может перевозить более 50 000 тонн зерна. А это 150 миллионов рублей с каждого рейса.
Никитин заметил, что в Крыму есть крупное предприятие — Симферопольский комбинат хлебопродуктов, который занимается производством муки. Недавно эта компания была национализирована вместе с «Крымхлеб», но перед этим украинские собственники фактически обанкротили предприятие, успев вывести оттуда свои оборотные средства, активы и стратегические запасы зерна.
– У Симферопольского комбината хлебопродуктов есть подразделения, которые расположены в Керчи, Феодосии, Ялте… У него совершенно другие масштабы. Суточный помол у них составляет 2 000 тонн, в то время как мы можем покрыть только 500 тонн в месяц. Именно они сейчас из Керчи и поставляют муку в севастопольский «Царь Хлеб». При этом они расходуют последние запасы, пытаясь при этом удержать стоимость муки на отметке в 11 рублей, но надолго ли их хватит, никому неизвестно. У них земля горит под ногами.
Он считает, что после исчерпания зерновых запасов, возможно, стоимость на хлеб какое-то время будут искусственно держать за счет бюджета. Но в дальнейшем начнут ввозить дорогую муку из Краснодарского края, где уже сегодня стоимость зерна составляет 9,20–9,60 рублей за килограмм, а муки — 13 рублей. Поэтому скоро стоимость хлеба в Крыму может приблизиться и даже превысить материковую. Сейчас цена на хлеб в Краснодарском крае начинается от 28 рублей.
Чтобы изменить ситуацию, необходимо окончательно закрыть порты на экспорт зерна. Тогда собственники «Авлиты» и порта прекратят закупать зерно, а к весне выбросят его на внутренний рынок в попытке хотя бы частично вернуть собственные затраты. Ведь хранить его дольше им будет невыгодно. И тогда его стоимость может упасть до 7 рублей за килограмм. Недавно я направил письмо на имя президента РФ, в котором просил закрыть порты и объяснял сложившуюся ситуацию. Но вместо принятия необходимых мер по обеспечению продовольственной безопасности острова, мне пришло письмо из правительства города Севастополя с информацией о том, что у нас зерно не растет. Будто бы я спрашивал у них о сельскохозяйственных особенностях его выращивания… Необходимо задуматься о доступности хлеба для населения, уровень доходов которого будет приближаться к общероссийскому довольно долго.
— Сдаваться мне нельзя, — говорит Никитин. — Мы хотим жить и работать в России. У меня небольшая фирма, которая насчитывает всего 10 сотрудников. Мой сын, являясь заместителем директора, по сути, работает грузчиком, тягая мешки. Мельница — это безотрывное производство, так как останавливать ее работу, например, на перекур, попросту нельзя. Работа физически тяжелая и грязная. Директор компании сейчас ищет дешевое зерно на полуострове. Если он его найдет, то мы возобновим работу, коллектив этого очень ждет. А если нет, то я сдам мельницы в металлолом, ну а что буду делать со зданиями и сооружениями, пока не решил. А трудовой коллектив пополнит ряды безработных.
В ГУП ГС Севастопольском морском порту сообщили, что недавно три городских порта объединились в один, зерна у них нет, и терминалы для его хранения отсутствуют.
Между тем зерновой терминал начал свою работу в Камышевой бухте Севастополя еще в 2009 году. Это был второй зерновой терминал в городе после «Авлиты».
С компанией «Авлита» связаться не удалось. Телефоны, указанные на сайте, не работают. Но стало известно, что фирма работает изредка и комментарии не дает, так как пресс-секретарь находится в декретном отпуске.
По данным министерства сельского хозяйства Крыма, по состоянию на 1 ноября 2014 года сбор зерна в этом году составил 1 127 тысяч тонн, из которых объем продовольственной пшеницы составил не менее 360–380 тысяч тонн. При этом ПАО «Крымхлеб» произвел 86% хлеба от общего объёма.
Также в Министерстве уточнили, что мелкие товаропроизводители, не предоставляющие статистическую отчетность, работают в «тени» и в лучшем случае по единому налогу, что приводит к снижению объемов производства и недополучению налогов в бюджеты разных уровней. При этом зерновые компании в условиях экономической блокады смогли организовать работу рынка зерна и профинансировать сельскохозяйственные предприятия, закупив у них продовольственное и фуражное зерно. В результате Крым успешно провел осенний сев более 280 тысяч гектаров пшеницы, затратив суммарно более 4 миллиардов рублей.